27.12.2010

В логике заданного движения

Кризис отлично показал, бизнес-стратегии каких компаний жизнеспособны, а каких -  нет. Если обратить внимание на строительный рынок Северо-Запада, то здесь бросается в глаза пример Группы компаний «ЦДС», которая в условиях экономического спада не только не потеряла свои позиции, но и завоевала новые. Так, по данным аналитического агентства , в 2010 году ГК «ЦДС» вошла в тройку строительных компаний, занимающих лидирующие позиции на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области. О том, как это удалось и в каких направлениях компания видит для себя возможности для роста сейчас, рассказал «Эксперту С-З» ее генеральный директор Михаил Медведев.

В логике заданного движения

За 11 лет своего существования ГК «ЦДС» прошла путь от небольшой компании до крупной инвестиционно-строительной группы, осуществляющей все функции строительного цикла. Это показывает успешность выбранной ею бизнес-модели. Каковы основные ее элементы? За счет чего компания оказалась гораздо более успешной, чем ее конкуренты?

11 лет – немалый срок, за это время можно многого достичь. И тот уровень, на котором мы находимся сейчас, мы изначально и планировали.  Наверное, более интересный вопрос – почему мы стали одним из лидеров строительного рынка Северо-Запада именно в период кризиса, когда наша отрасль в целом сильно пострадала, и все компании терпели убытки. (!)  И здесь дело как раз в нашей бизнес-стратегии, причем эта стратегия появилась не в период экономической рецессии как ответ на изменившиеся внешние обстоятельства – она последовательно воплощалась в жизни на протяжении всего периода существования компании. Смысл этой стратегии в том, что мы всегда ориентировались на широкие слои населения и потому занимались строительством жилья эконом-класса. Этот сегмент, на наш взгляд, самый надежный, самый перспективный, здесь при любых обстоятельствах  будет поле, на котором можно работать. У любого человека есть потребность в комфортном жилье, каждый хочет иметь свой собственный дом, где он будет чувствовать себя спокойно и гармонично, – это одна из базовых потребностей, которую никто не может игнорировать. И мы, предлагая доступные квартиры, удобные и при этом недорогие, эту потребность удовлетворяем.

Кроме того, мы всегда работали исключительно на рынке строительства и недвижимости и не уходили в другие отрасли. Мы сконцентрировались на определенном виде бизнеса, направляли все свои силы не его развитие, и, очевидно, за десять с лишним лет наши усилия дали такой ощутимый результат.

По сути, вы оказались единственной строительной компанией, которая в кризис вывела на рынок новый бренд – квартиры небольшого метража «БК Стандарт». Шаг, как кажется, достаточно рискованный – учитывая то, что по строительному рынку кризис ударил больнее всего. Почему вы все-таки на него решились?

Вывод на рынок нового бренда – это закономерное отражение нашего видения собственного места на строительном рынке Северо-Запада, закономерное воплощение в жизнь нашей стратегии. Еще до кризиса мы видели, как много людей, которые хотят купить квартиру в  Петербурге; видели, как много тех, кто при этом желании имеет ограниченное количество средств для воплощения своей мечты. И когда в экономике стали все более и более отчетливо проявляться кризисные явления, стало очевидно, что все эти люди – то есть наши потенциальные покупатели – нуждаются в очень конкретном предложении. А именно, им нужно полноценное собственное жилье, которое при этом будет гораздо более доступным по стоимости, чем все те варианты, которые уже есть на рынке. Здесь встал вопрос: за счет чего можно снизить стоимость квартир? Ответ прост – за счет разумного сокращения их метража. Людям совершенно не нужно переплачивать за лишние метры в коридоре, или в кладовке, или на балконе. Так и появилось наше предложение – квартиры «БК стандарт», то есть квартиры «базовой комплектации». Это словосочетание привычно нам применительно к автомобилям, но оно оказалось вполне уместно и по отношению к квартирам. Мы предложили людям полноценную жилую площадь, которая, при этом, более доступна по цене, чем квартиры традиционных планировок.

Важно отметить, что «БК стандарт» появился не просто как определенная маркетинговая концепция  - это одновременно был логический итог нашего отношения к проектированию квартир в домах.  Мы изначально очень трепетно относились к их размеру, планировке, общей организации пространства. Здесь, с одной стороны, мы отталкивались от предпочтений наших покупателей – благо, за десять лет мы поняли, что им нужно, на что они обращают внимание, на каких моментах делают акцент при выборе жилья. С другой – опирались на ситуацию на рынке недвижимости, приходя к пониманию, сколько и каких квартир должно быть в доме, чтобы они были  ликвидными. Поэтому для всех домов, которые мы начинали строить, мы давали техническое задание перепроектировать их с нуля,  учитывая наши стандарты планировок. (!) Таким образом, у нас сложился свой уникальный взгляд на этот вопрос, который отличает нас от остальных застройщиков, предлагающих жилье эконом-класса. И кризис оказался, как ни странно, идеальным временем для того, чтобы этот наш подход воплотился в жизнь в конкретном бренде. Как показывает динамика продаж «БК стандарта», наша позиция в вопросах проектирования квартир оказалась обоснованной, а запуск нового бренда – своевременным.

Среда для развития бизнеса

Помимо вывода на рынок нового бренда, ваша компания в кризис запустила социально-ориентированную программу «Молодая семья». Кроме того, вы продолжили свои проекты в области поддержки детско-юношеского спорта, а также приняли активное участие в восстановлении квартиры Иосифа Бродского, которая вот-вот должна открыться как музей. Достаточное число социальных проектов, опять же, учитывая неблагоприятную ситуацию на рынке, которая скорее диктовала отказ от любой непрофильной активности… Почему вы не только продолжили свои социально-направленные программы, но и начали новые?

Я как был изначально, так и остаюсь приверженцем того подхода, что мы – строительная компания, и значит наше главное дело – строить дома, удобные для жизни. Однако, безусловно, нельзя заниматься бизнесом и при этом не быть социально ориентированными: в конечном итоге, бизнес – это взаимодействие между людьми, поэтому он не может существовать вне общественных отношений.  Поэтому, на наш взгляд, любые программы корпоративной социальной ответственности должны быть четко увязаны с бизнес-стратегией компании. Мы не можем и не должны подменять те структуры, которые занимаются в стране социальным обеспечением. Но мы четко представляем, кто наши потенциальные потребители, предполагаем, какие у них могут быть запросы и пожелания  - поэтому пытаемся быть к ним ближе и запускаем программы, которые способны решить, в том числе, ряд так называемых социальных проблем.

Например, мы знаем, что большая часть наших клиентов – это молодые люди, которые хотят приобрести жилье для себя, для своей семьи, детей. Но понятно, что для них квартира – это очень дорогая покупка, которую многие себе не могут позволить. Здесь многие упираются в тупик: нет возможности купить жилье – значит, нет возможности завести семью, родить детей, жить полноценной жизнью. Это огромная социальная проблема. Но мы поняли, что в наших силах внести вклад в ее разрешение. Так появилась программа «Молодая семья», по которой молодожены, заключившие брак в течение 2010  года, получают возможность приобрести квартиры серии «БК стандарт» на особых условиях – в рассрочку на 7 лет. Эта программа, с одной стороны, позволяет решить проблему приобретения собственного жилья молодыми людьми, а с другой, - дает компании возможность привлечь новых клиентов. Это и есть, на наш взгляд, интеграция социально-ориентированной программы в бизнес-стратегию.

Но кроме этого у нас есть и другие направления активности – например, поддержка детского спорта, в первую очередь, тех видов, которые в настоящее время, возможно и не пользуются всенародным вниманием (как например футбол) но, тем не менее, любимы многими и имеют школы, созданные еще в Советском Союзе и воспитавшие не одно поколение спортсменов, которые десятилетиями занимали лидирующие позиции на соревнованиях мирового уровня. Это тоже не абстрактное «доброе дело»: в конечном итоге, мы вносим вклад в развитие полноценного, здорового общества, где люди развиты и духовно, и физически, и тем самым создаем среду, благоприятную для развития нашего бизнеса.

Наконец, есть ряд проектов, которые мы поддержали, откликнувшись на просьбы Администрации города. Все-таки иногда хочется сделать что-то, о чем можно сказать: «И мы тоже приложили к этому руку». Так, например, было с восстановлением квартиры Иосифа Бродского – мы просто не могли пройти мимо. В жизни есть что-то кроме бизнеса, и поэтому часть средств можно вкладывать в непрофильные направления. Другое дело, что можно их вложить, например, в недвижимость за рубежом, а можно – в красивый, правильный проект, который способен как-то преобразовать окружающую действительность. И если мы можем сделать так, чтобы ребенок или молодой человек пошел не куда-то в темную подворотню, а в спортивную секцию, или музей – то почему бы не реализовать эту возможность?

Проактивная позиция

Кстати, к вопросу о взаимодействии компании с органами государственной власти. Одно из последних значимых событий – вхождение Вас в состав Совета по жилищному строительству и содействию развития жилищно-коммунального комплекса при Председателе Совета Федерации. Причем вы оказались едва ли не единственным представителем бизнеса в ее рядах. Зачем Вам это направление деятельности – отнимающее много времени и сил?

Мы – большая группа компаний, серьезный игрок на рынке, и нам необходимо прогнозировать свою деятельность. В условиях, когда внешние обстоятельства меняются, когда меняется законодательство в сфере строительства, возможность как-то влиять на государственную политику в этой отрасли – это очень важный вопрос.  Совет Федерации – один из органов, который определяет и регулирует законотворческую деятельность в  нашей стране, поэтому участие в Совете по жилищному строительству и содействию развития жилищно-коммунального комплекса при Председателе Совета Федерации – это для нас возможность реально влиять на происходящие изменения и задавать те направления, по которым будет идти развитие строительной отрасли. Все-таки у нас накопился за годы работы большой опыт, свое видение того, в каких условиях и какой атмосфере должны осуществлять свою деятельность строительные компании, чтобы эта деятельность была максимально эффективной. Сейчас мы готовим ряд конкретных предложений, способных, на наш взгляд, облегчить всем строителям жизнь, которые будут переданы напрямую Председателю совета федераций,  и затем пойдут на рассмотрение Совету Федерации.

Наша деятельность в рамках работы Комиссии – это также важный момент для наших клиентов. Потребителю важно, чтобы на рынке работали надежные компании, чтобы были определены понятные и честные правила игры, чтобы цены на жилье были адекватны и обоснованы – одним словом, чтобы формировался здоровый климат на рынке строительства и недвижимости. Любой перекос здесь ударит в конечном счете именно по потребителю, и наша задача – подобного не допустить.

Мы считаем, что бизнес должен быть активным, бизнес должен участвовать в том числе и в законодательной деятельности, потому что никто, кроме самих предпринимателей, не может защищать свои интересы и интересы своих клиентов. И никто, кроме людей, работающих на строительном рынке, не может иметь о нем максимально полное и точное представление. Поэтому наша работа в Совете – это необходимость.

Интервью для журнала «Эксперт С-З»


К списку статей

Вами не просмотрено ни одного корпуса

Перейти ко всем объектам недвижимости